ТРИ ПОКРОВА НЕГАТИВНОГО БЫТИЯ И ЦИМЦУМ
Без сомнения это один из наиболее сложных предметов, о нем трудно писать и вообще как-либо высказываться, потому что, говоря о Древе Жизни, мы говорим о созидании и бытии. Говоря о сфирот и путях, мы говорим о планах энергии или областях сознания. Теперь скажем о том, что находится вне Древа Жизни. Смотря на большинство изображений Древа Жизни, можно увидеть, что есть три кольца, расположенных над Кетер. Эти три кольца известны как три покрова негативного бытия. Это Айн, Айн Соф и Айн Соф Аур соответственно.
Необходимо сделать пояснения, прежде чем дальше углубляться в этот предмет. Дело в том, что все имена Бога, упоминаемые в любой культуре: еврейской, арабской, египетской или христианской, все обладают тенденцией обращаться к богу в проявлении. Они имеют дело с Создателем уже после его манифестации. Также во многих случаях обращаются к Создателю в состоянии полярности или дуальности, как показано на примере сфирот. У Бога до творения никакого имени нет. Это Бог без имени. Лучший способ объяснить эту концепцию состоит в том, что мы никогда не сможем узнать истинное имя Бога, пока мы – аспект творения. Только через расширение сознания за его пределы можно узнать непроизносимое имя Бога. Это, вероятно, наиболее существенная причина, почему мы встречаем у евреев, что имя Бога не произносимо. Речь, слова и письменность – аспекты творения и, таким образом, они – аспекты сознания. Три завесы негативного бытия, особенно Айн и Айн Соф, целиком лежат вне сознания, вне слов и символов, вне творения.
Обращаясь к Книге Бытия, можно обнаружить, что имя Элохим (Elohim) упоминается 32 раза. Однако необходимо учесть, что ни одно из имен Бога не обращается к нему непосредственно. Сам Создатель относится к одной из завес негативного бытия, конкретно к Айн Соф. Это означает, что он “Бесконечно Сущий” или “Бесконечный”. Имена, используемые в священных писаниях, обращаются к различным путям, с помощью которых Бог проявился в творении. Таким образом, имя Элохим (Elohim), которое встречается в Книге Бытия, относится к проявлению контура и дает определение, но не принадлежит к Бесконечно Сущему.
Вселенная есть ни что иное как мысль, проекция сознания Божества. Мысль, имеющую формую Её можно измерить, можно рассматривать как материю. Следовательно, можно сказать, что мысль есть основа творения. Повторимся, мы не можем сказать абсолютно точно, так как находимся вместе ниже пределов покрова негативного бытия, которые находятся даже вне мысли. Представим на мгновение, что вселенная – побочный продукт умственной деятельности сознания Бесконечного Непостижимого Божества. Если так, то Древо Жизни – символическое представление сырья Божественного сознания. Это также демонстрирует процесс, посредством которого Вселенная вошла в полное проявление. Как говорилось ранее, три завесы негативного бытия протягивают и пересекают некоторую воображаемую линию вне мысли и вне сознания, как мы понимаем эти понятия. Даже непосредственно мысль и сознание, как считается, есть в некоторой форме проявления трех покровов негативного бытия, которые сами пребывают вне Мира Проявленного.
Кабалисты изображают завесу в точке проявления между Кетер и тремя покровами. Мы изображаем эту завесу не потому, что за ней ничего нет, а потому, что мысль должна быть за ней остановлена. Кроме этой точки проявления больше ничего нельзя постигнуть. Интересно обратить внимание на то, что, независимо от того, как бы мы далеко не направляли свой разум назад к происхождению существования, мы обнаруживаем, что всегда есть нечто предшествующее творению. Мысль может обращаться только назад. Это проявляется в способности вспоминать минувшие времена или места. С другой стороны, три покрова бесконечны и, таким образом, мыслью их не постигнуть.
Как кабалисты, мы должны поднять свои ум до самой высшей точки, которая нам доступна. Это Кетер и это самая трансцендентная форма Бога, о которой мы способны мыслить физическим сознанием. Божественное имя Кетер – Эхейе (Eheieh). Оно переводится как “Я есмь” или “Самосущий”, или “Чистое бытие”.
Все это ни о чем не скажет нам, если мы не приобретем более глубокого понимания этой концепции. Следовательно, мы нуждаемся в Хокме (Мудрости) и Бине (Понимании), чтобы лучше понять Кетер. Сфирот станет лучше известна нам только через связь с другими сфирами на Древе Жизни. Но в отношении покровов негативного бытия у нас нет такой возможности просто потому, что нет ничего, с чем мы бы могли их сравнить. Все формы науки, философии и религии останавливаются у этого порога. Ученый обращается к теории Большого Взрыва, однако у этой теории нет дальнейшего развития. То же самое верно и для многих религий. Они изображают Бога как старика с белой бородой, сидящего на троне – конечно же это не верно. Только оккультисты стремятся проникнуть вглубь покровов негативного бытия. Это может показаться невозможным, но все же мы способны проникнуть глубже в созидание бытия, во всё что есть и чего нет, потому что мы используем символы и методы глубокой медитации для понимания создания Вселенной.
С. Л. МакГрегор Мазерс говорил, что Кетер – это Малкут непроявленного, “Безграничный Океан Негативного Света не проистекает из центра, поскольку у него нет центра, но собирается в центр, который является первой из проявленной сфир, Кетер”. Таким образом, мы видим, что безграничность собирается и проявляется в безграничном центре, который становится короной, Кетер.
Мы, оккультисты и кабалисты, признаем четыре плана проявления и три плана непроявленного или негативного бытия. Они называются Айн, что значит негативный или ничто; Айн Соф – Безграничный; Айн Соф Аур – Бесконечный Свет. Именно из Айн Соф Аур эманирует Изначальное проявление, показанное в Кетер. (Для тех из вас, кто забыл четыре плана проявленного, напоминаем, что их порядок таков: Ацилут, Брия, Йецира, Ассия). В отношении негативного бытия мы совершим ошибку, если будем думать в терминах того, что мы уже знаем или могли знать. Для того, что является проявленным, негативное бытие просто не существует, так как оно не проявлено.
Три покрова предлагают некоторые идеи или концепции для нашего ума. Имейте в виду, все в этом уроке может быть не вполне точно. Айн (Ничто) – это специфический покров не просто концепции небытия, а скорее негативности. Ее не стоит связывать с негативностью тьмы. Наш ум не способен мыслить о такой вещи, которая одновременно и проявлена и не проявлена. Мы не способны представить себе концепцию бытия и небытия, существующую в один и тот же момент.
Негативное бытие находится вне нашей способности к его постижению. Однако это не значит, что оно никак на нас не влияет. На физическом плане мы не имеем никакого прямого доступа к бытию негативного существования, и все же мы знаем, что все проявленное берет свои корни из него. Все что мы можем сказать – это то, что мы ничего не знаем о непроявленном, но знаем о его действии на наше существование. Мистики разных эпох и люди, которые пережили состояние клинической смерти, а затем вернулись к жизни, говорили о негативном бытии как о свете или Айн Соф Аур “Бесконечный и Безграничный Свет”. Они говорили о первом проявлении как о звуке; “В Начале было Слово”.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что позади нашей вселенной находится Непроявленное, которое есть “Окончательный Источник Всего”, “Великое Непостижимое”, которое не может быть нам известно. Непроявленное символически выражается словами негативный безграничный Свет или у евреев Айн Соф Аур. На глифе Древа Жизни вы увидите, что есть три дуги исходящего Света. Внешняя дуга – Айн (Ничто), срединная – Айн Соф и внутренняя – Айн Соф Аур. Они, как считается, являются покровами, которые отделяют нашу вселенную от того из чего она появилась. Энергия этих завес течет к нам постоянно через Кетер, перемещаясь вниз Древа через Хокму, Бину или т.д. по пути Пылающего Меча, пока не достигнет Малкут. Большинство наших магических работ и исследований в эзотерической области имеет дело с проявленной Вселенной посредством сфир Древа Жизни и путей, которые их соединяют. Концепция негативного бытия очень мало исследована из-за факта, что она лежит вне нашего понимания. Повторно подчеркнем, негативное бытие оказывает действия на нашу жизнь, поскольку является источником всего как существующего, так и несуществующего.
ЦИМЦУМ
Одна из важных концепций кабалы – Цимцум или самосжатие Божественного Света. Концепция Цимцума смутно описана как кабалистами, так и теософами. Таким образом, неважно, чтобы вы хорошо понимали её, но существенно важно иметь о ней хотя бы элементарное представление. Раввин Исаак Лурия (1534- 1572), глава одной из лучших кабалистических школ, дает нам наиболее ясное представление о Цимцуме. Вот что он сказал: “Прежде чем все вещи были созданы… Божественный Свет был прост, и он заполнял все существование. Не было ни одного пустого места…., Его простотой должны быть созданы все вселенные…Он сжимал Свет по сторонам… оставляя свободное место… Это место было совершенно… После того как сжатие было совершено… Появилось место для создания всех вещей… тогда Он протянул отдельную прямую нить от Бесконечного Света… и привнес ее в освобожденное место… Именно через эту линию Бесконечный Свет сошел ниже”.
Так процесс Цимцума, как мы видим, довольно прямолинеен. Бог сначала собрал Свой Свет, создавая свободное место, в котором впоследствии все и будет сотворено. Для своей бесконечной творческой силы в этом месте, он направил в него нить Своего Света. По сути именно посредством этой нити все и было сотворено.
Подчеркнем, что Цимцум не должен пониматься буквально, так как для человека неправильно применять любую пространственную концепцию к Богу. Мы говорим о Цимцуме в концептуальном смысле. Если бы Бог заполнял совершенно все, то человек бы не существовал. Другими словами Бог сжимал Себя (Свое бесконечное совершенство), освобождая место для свободного человека и для его существования.
Подчеркнем также, что Цимцум имел место не непосредственно в Божественной сущности, но скорее в Его Свете. Именно этот Свет и был первой вещью, которая была сотворена, представляя собой Божественную силу творения. И сам он этот Свет был явлен с целью создания вселенной.
Мы считаем, что первые сведения о Цимцуме стали доступны в Зогаре (Zohar). Он упоминается в следующем пассаже: “Во главе королевской власти, Он вырезал Божественную Люминесценцию, Лампу Темноты. Так появилось сокрытое из сокрытого, тайна бесконечности, несотворённая линия, вложенная в кольцо… сравнимая с нитью…” Это прямая ссылка на процесс Цимцум.
Если исследовать причины, стоящие за Цимцумом, то они представляют собой основной философский парадокс. Бог находится в мире, поэтому все вещи должны быть Богом и от Бога. Все же, если бы он не ограничил Себя в Своих пределах, то все создание было бы подавлено Его Сущностью, так как она бесконечна. Это также приводит к другому сложному парадоксу, связанному с Цимцумом.
Так как Бог убрал Свой Свет, освобождая пространство, оно должно было стать пустым от Его Сущности. Однако Бог должен также заполнять и это место. “Нет никакого места, свободного от Него”. Это глубочайший парадокс, затрагивающий Божественную трансцендентность и возвышенность.
Этот парадокс приводит к очень важному пункту, который нам необходимо рассмотреть. Это место (освобожденное в результате сжатия Света) только для людей темно и пусто. Это «Лампа Тьмы», упомянутая в Зогар – “Тьма” для нас. Для Великого Непостижимого Бога вселенной она – “Лампа”. Другими словами для Бога это Свет. Для Бога Цимцум никогда не происходил. Сам процесс Цимцума был не для Него, а скорее для нас необходимым.
Именно посредством изучения Кабалы в Мистериях мы приближаемся к пониманию решения и парадокса, как абсолютно трансцендентный Бог может взаимодействовать со своим созданием. Это кроется в понимании сфирот и подобных концепций, которые помогают нам соединить Великого непостижимого и Вселенную. Возможно, они одно и то же, но все-таки Великий Непостижимый Король больше, чем его Собственное создание. Также напомним, что Тьма или освобожденное место, созданное Цимцумом, – Свет для Бога. Создание этого места для всех миров (известных и неизвестных) никоим образом не уменьшает и не изменяет Бесконечный Свет Бога, Айн Соф Аур. Проще говоря, мы имеем концепцию Ничто, иначе известную как Айн или негативное бытие. Далее Айн стало безграничным, женским аспектом, Бесконечным, называемым “Айн Соф”. Вместе они создают “Айн Соф Аур”, бесконечный свет. Тогда Свет ограничил сам себя через Цимцум. Все это само по себе создает Кетер. Кетер дает начало пути манифестации, Пути Меча до Малкут. Это упрощенное описание процесса влияния негативного бытия на Древо Жизни и на нас.
© Герметический Орден Золотой Зари
© Перевод – Оlorin, редактура – fra Absurd, 2008 e.v.
PDF: //basileus-oto.org/content/3veils.pdf