Гностическая католическая церковь
VS
“Я не желаю быть отцом для паствы”
В раннем О.Т.О. Теодора Ройсса никакой Гностической католической церкви (Ecclesia Gnostica Catholica) не было. Это был один из проектов, который придумал Алистер Кроули в 1913 году, изложив в Liber XV – церемониале Гностической мессы.
В тот период последний разрабатывал и другие проекты. Например, в 1909 г. он упоминает Орден Телемы, а впоследствии пишет «Конституцию Ордена телемитов», которая была призвана связать проекты розенкрейцерского и масонского корня – А.’.А.’. и О.Т.О., однако эта идея так и не была им реализована.
Соответственно, изначально «Гностическая католическая церковь» – это авторский конструкт, один из многих, изложенный в тексте одной церемонии и не более того. Чтобы понять ее функцию, нужно представлять ситуацию, в которой находился О.Т.О. в начале XX века.
Это был малоизвестный орден с инициатическим учением, содержащим одну фундаментальную тайну, раскрытие которой позволяет в некотором смысле понимать все. Эту тайну невозможно уяснить сразу, ознакомившись с информацией – она требует достижения определенного уровня понимания и становления особого инициатического взгляда.
Миссия О.Т.О. заключалась в последовательном раскрытии этой тайны, ее передаче и разработке. Теодор Ройсс обеспечивал ее передачу на адептском уровне, выдавая хартии О.Т.О. уже известным мастерам своего времени, среди которых были Папюс, Рудольф Штейнер и другие. Многие из них занимались развитием собственных проектов, поэтому их значение для О.Т.О. оставалось номинальным.
Алистер Кроули выдвинул другой подход – он символически зашифровал тайное учение высших степеней в Гностической мессе и предложил развивать сеть посвятительных домов, в которых бы она проводилась. Предполагалось, что этот церемониал обеспечит притяжение новых людей, подготовит их к пониманию тайны, а также позволит осуществлять отбор перспективных кандидатов для последовательной инициации.
В сущности, это была незамысловатая клерикальная схема с приходами, которая на практике оказалась неэффективной, поскольку не учитывала одно критическое обстоятельство – формат церкви притягивает, прежде всего, тех, кто для реальной инициации непригоден.
Шансы прихожанина инициатически реализовать высшую формулу О.Т.О. “Homo est Deus” вполне соразмерны шансам приходской бабушки посредством участия в службах преобразиться в Иисуса.
Подобно тому, как клерикализм не соответствует духу аутентичного христианства, будучи формой его вырождения, так и гностический католицизм не соответствует высшему учению О.Т.О.
Из-за этого клерикальный подход, с которым с начала ХХ века заигрывали многие группы О.Т.О., всякий раз вел к тому, что орден становился местом для собрания посредственностей со стремящимся к нулю энергетическим зарядом, а вовсе не фабрикой по производству гениев, как изначально задумывал Т. Ройсс. Из паствы никогда не получается ничего, кроме паствы. Между прихожанином и посвященным всегда была, есть и будет пропасть.
Показательно то, что Алистер Кроули даже не думал служить эту мессу постоянно, ограничившись единичными случаями с вольными отступлениями от заданного им самим канона. Это не удивительно, поскольку Гностическая месса для тех, кто понимает ее смысл, малоинтересна – она громоздка и скучна, в ней нет ни жертвоприношений младенцев, ни оргий, ни чего-либо выдающегося. Даже лучшие достоинства жрицы, которые гипнотизировали соглядатаев викторианской эпохи, при современном предложении эротической индустрии едва ли в состоянии по-настоящему вдохновлять прихожан.
Несмотря на это, Гностическая месса содержит реальное инициатическое испытание. Оно заключается в следующем: церемониал требует от всех участников становиться на колени, а это противоречит не только этике Телемы, но и прямо запрещается клятвой степени мастера О.Т.О.
В ритуале инициации IV степени кандидату даже предлагается встать на колени и, если он это делает, то его мастерство не признается. Сюжет обнажает несостоятельность не только наличной степени кандидата, но и необоснованность его стремления к дальнейшей инициации.
Поскольку данная проблематика у А. Кроули была отрефлексирована до деталей и принципов, наивно даже полагать, что он не понимал тот факт, что Гностическая месса, выполняемая в полном соответствии с каноном, расходится с ними. Скорее она была гностическим индикатором, позволяющим определить способности участников к сознательному усвоению этических принципов Телемы и их готовности к становлению мастерами О.Т.О.
О результатах этого клерикального эксперимента А. Кроули недвусмысленно и исчерпывающе дает понять в «Исповедях»: «Я не желаю быть отцом для паствы, не желаю превратиться в фетиш для дураков и фанатиков или основать веру, последователи которой будут довольствоваться повторением моих мнений».
К сожалению, он слишком поздно опомнился – ситуация стала складываться с точностью до наоборот и вопреки его воле. Его уже превратили в отца паствы, в фетиш для дураков и фанатиков и в основателя веры – пророка религии. Довольствоваться повторением его мнений давно стало нормой – этим системно занимаются организации.
Некоторые современные реконструкции «Гностической католической церкви» стали сервисом по оказанию населению символических услуг – крещения, рукоположения, венчания, отпевания, благословления домашних животных и т.д. Подобные обряды не аутентичны – они изобретены ложными мастерами и как клерикальные метастазы распространяются по всему телемитскому направлению.
Учитывая эти сложные обстоятельства, Basileus O.T.O. выработал ряд заключений:
1. Гностическая католическая церковь – это анахронизм, рудимент и эксперимент, реализация которого на практике выявила его несоответствие смыслу и назначению О.Т.О.
2. Гностическая месса – это религиозная интерпретация тайного учения высших степеней О.Т.О., которая представляет ценность как историко-культурный артефакт, но не имеет никакого значения в случае непосредственной работы с этими степенями.
3. Современная тенденция к превращению Телемы в религию неадекватна сути этого направления и его базовым принципам.
Исходя из этого, были приняты решения:
1. Упразднить Гностическую католическую церковь.
2. Снять ограничения и обеспечить возможность непосредственной работы с высшими степенями О.Т.О.
3. Обосновать светскую интерпретацию Телемы как оперативной философии с базовым принципом «do what thou wilt» и инициатическим вектором.
Все эти решения всецело адекватны и созвучны идеям, заявленным А. Кроули в «Исповедях»:
«Все, чего я хочу, – это чтобы полученные мною результаты послужили другим искателям истины убедительным свидетельством того, что цель, к которой они стремятся, стоит усилий и что ее можно достичь методами, более или менее схожими с теми, которыми пользовался я. Я не желаю быть отцом для паствы, не желаю превратиться в фетиш для дураков и фанатиков или основать веру, последователи которой будут довольствоваться повторением моих мнений. Я хочу, чтобы каждый человек сам прорубил себе путь через джунгли».
В рамках такого подхода система O.T.O. была нами полностью восстановлена и адаптирована для оперативной инициатической работы. Программа «Учение и система инициации О.Т.О.» ориентирована на Человека, прорубающего свой собственный Путь. Программа доступна на русском и английском языках.
Никакой религии. Никакой церкви. Никакой паствы
Каждый мужчина и каждая женщина – это Звезда!
© Fr. Aumgn, Basileus O.T.O., 2019