Метафизика верха или генезис Нешама, Хиа, Йехида

МЕТАФИЗИКА ВЕРХА ИЛИ ГЕНЕЗИС НЕШАМА, ХИА, ЙЕХИДА

Оккультная анатомия человека в разных традициях представлена достаточно неоднородно. Даже в рамках одной традиции высшие состояния могут по-разному пониматься различными школами, поэтому становится актуально видеть исходники, из которых они проистекают.

В данной работе мы постараемся рассмотреть, каким образом была открыта высшая триада Каббалы – Нешама, Хия и Йехида – и вскрыть предпосылки, позволяющие ее актуализировать.

Для начала следует понимать, что идентичность – в том числе оккультная – это конструкт, который возникает преимущественно двумя способами:

1) воспринимается реальность (физическая, психическая) и создается ее интерпретация;
2) конструируется некая абстрактная схема, которая проецируется на реальность.

Формировать оккультную идентичность можно на самых разных исходниках, но в случае высшей триады, при всем разнообразии ее описаний, один атрибут всегда остается неизменным – это верх.

Что значит верх для восприятия? В нем можно выделить внешний и внутренний модусы.

Извне обзор пространства лучше сверху, что, в свою очередь, позволяет более оптимально ориентироваться. Кроме того, сверху взрослый смотрит на ребенка – верх оказывается связан с влиянием, контролем, преимуществами в силе и опыте. Такие эмпирические данные легко сворачиваются в мифологический конструкт о всевидящем, всезнающем и всемогущем божестве, которое следит, покровительствует или наказывает. Эта же информация кодируется в представлении о высшей душе, которая видит, знает, обладает неуязвимостью и могуществом. В Каббале такая душа называется «Хиа» и соответствует сфире Хокма.

Изнутри верх связан с началом, из которого происходит онтологическое падение и убывание. В нем нет разделения, времени и смерти. Верх ассоциируется с начальным состоянием, в котором нет границ между «я» и «не-я», нечего достигать, контролировать и желать. Такое восприятие верха часто связывается с мифами о примордиальном источнике и рае. Соответствующее психофизическое переживание сворачивается в конструкт о «высшей душе», которая есть блаженство, растворение, полнота и чистая радость. В Каббале такая душа называется «Нешама» и соответствует сфире Бина.

Итак, Хиа отражает верх через призму физического взаимодействия человека с реальностью. Нешама отображает верх как автономное внутреннее переживание. Как эти явления синтезируются между собой на более высоком уровне? Очень просто – они выворачиваются наизнанку.

Хиа на уровне выше – это инверсия от малого к большему, то есть индивидуальное становится внеиндивидуальным, а опыт реальности субъекта превращается в опыт реальности общего порядка. Восприятие перестает быть детерминировано субъективными рамками и критериями – открывается возможность видеть с любых позиций.

Нешама на уровне выше выворачивается из апостериорного в априорное, из ретроспективного в перспективное состояние. Помочь понять, как это работает, позволяет практика восхождения на планы.

Собственно, из всех этих трансформаций складываются основания для высшего элемента триады – Йехида, сущность которой внеиндивидуальна и универсальна. Для Йехиды есть лишь актуальное, в котором нет разделения между человеческим разрезом реальности и другими разрезами. Йехида целостна, многомодальна и потенциальна. Это окно во вселенную, выходящую далеко за рамки человеческого шаблона и обусловленностей его существования.

 


© Fra Aumgn, Basileus O.T.O., 2018.