ОПЫТ И РИТУАЛ ИНИЦИАЦИИ
Fra Aumgn
Основываясь на теории инициации, можно выделить несколько контекстов обретения инициатического опыта. Одним из них является совмещение ритуальной практики инициации и непосредственной работы. Ритуальная практика сопровождает реальные испытания, что может занимать значительные промежутки времени. Наилучшим примером такого совмещения является Opus Magnum алхимиков, где Достижение определяется характеристиками, соответствующими в настоящем времени конкретной стадии Делания. Если характеристики достигнуты, то сомнений в действительности такой инициации возникать не должно.
Обретение инициатического опыта возможно и без применения ритуальной техники. В основе этого опыта лежат внутренние переживания, фундаментально изменяющие восприятие и отношение к действительности. Данный опыт имеет колоссальное субъективное значение, но дальнейшая его разработка возможна только при наличии системы категорий – некоторого языка символов. Через этот язык совершенствуется и транслируется вИдение, а текст инициации обретает возможность взаимодействия с текстом реальности, пентаграмма встраивается в гексаграмму, чтобы стало возможным Достижение Знания и Собеседование со Святым Ангелом-Хранителем.
Если при инициатическом опыте нет системы категорий, то человек оказывается вынужденным её искать; если он её не находит, то он аннигилируется реальностью, поскольку не имеет с ней общего языка; если система категорий не найдена, а реальность не в состоянии его уничтожить, то человек творит концепты – новую систему категорий – философию, текст которой может лежать в основе религии, литературы, науки, живописи, музыки или чего бы то ни было.
Проблемы отсутствия системы категорий нет, когда применяется ритуальная техника, поскольку она является языковым выражением и введением в инициатическую традицию, которая и есть одно из возможных представлений языка.
Наиболее распространённой в орденской культуре техникой инициации является посвятительный ритуал, предваряющий последующую работу. Фактически, ритуал инициации – это описание в символах событий, которые изменяют онтологическое состояние индивида. Его цель – фокусировка внимания, установка, задание направленности, представление аналогии и модели деятельности, формулировка условий, при которых инициируемый может отработать уровень. Такой ритуал инициации фактически не делает посвящённым, прохождение его говорит лишь о том, что человеку представляется возможность испытать формулу Достижения, выработанную посвятительной организацией. Результат испытания формулы Достижения – это выработка специфического вИдения реальности. Глубина этого вИдения является подлинным свидетельством инициации. Одно лишь прохождение ритуала инициации не гарантирует того, что инициируемый впоследствии должным образом отработает уровень. Применение формулы Достижения и выработка соответствующего вИдения зависят в полной мере от прошедшего ритуал инициации, а никоим образом не от посвятительной организации.
Возможных причин, которые могут привести к отсутствию реальной работы после прохождения ритуала инициации, огромное множество. Реальная работа – это деятельность по достижению собеседования со Святым Ангелом-Хранителем и переход Бездны. Вся остальная деятельность для мага является посредственной и может, в зависимости от целого ряда факторов, как помогать, так и препятствовать Великой Работе. Для пути инициации должна быть специфическая внутренняя расположенность – потребность в трансцендировании, “инициируемость”, “интересность для метафизики”, “трансформируемость”, “преображаемость”, “тоска по иному”. Если этого нет, то никакие посвятительные ритуалы и самые искушённые посвятители ничем не смогут помочь. В такой ситуации ритуал оказывается “чисто символическим”, внутренней отработки символов не происходит… К счастью или сожалению, Эон Гора ознаменован наличием кича на посвящение, и всё больше и больше идиотов гордятся своими виртуальными, чисто символическими степенями, не имея за ними никакого реального инициатического основания.
Посвятительный ритуал может не сработать даже тогда, когда у инициируемого есть такая расположенность. Например, когда ритуал, который должен предварять последующую работу, применяется по каким-то причинам в отношении человека, который фактически уже отработал соответствующий уровень. В этом случае прохождение ритуала не влияет на перспективу будущего, ритуал лишь формально фиксирует предшествующую работу, а не санкционирует её впоследствии. Внутри человека ничего не происходит, новое преображение не наступает, изменяется лишь внешняя атрибутика статуса, которая с точки зрения инициатической манифестации практически ничего не значит. Если в такой ситуации у человека были ожидания преображения после ритуала посвящения, то они могут смениться серьёзным разочарованием.
Можно привести иные причины, при которых прохождение ритуала ни к чему не приводит, но, несмотря на это, ритуал инициации никоим образом не является ни фиктивным, ни в определённом смысле формальным.
Следует признать необоснованными претензии критиков, которые стремятся расставить акценты таким образом, чтобы ритуал инициации, предваряющий реальную работу, превратить в полную фикцию, псевдовещь. Очевидно, что ритуал инициации не является работой, которая за ним следует. Равно как прохождение ритуала инициации не свидетельствует о том, что последующая работа будет исполнена должным образом.
Ритуал инициации – это открытие языка, который призван пройти испытания в тексте действительности. И здесь испытывается как человек, пользующий язык, так и сам язык. В результате этого может возникнуть как новая система категорий, так и полное отсутствие результатов.
Стоит в заключение оговориться, что специфика и логические противоречия между языками инициатических традиций – это указание на то, что не существует единообразного подхода к объяснению феноменов на пути инициатической манифестации.
Глубина вИдения многомерна и вариативна. И чем выше ступень инициатической манифестации, тем более становятся условными границы, разделяющие внутреннее и внешнее, а это делает возможным такие перестановки символов, которые способны приводить в столкновение системы экзотерического порядка, в то время как подобные перестановки для соответствующих уровней и контекстов могут быть вполне правомерными…
Впрочем, эти столкновения и делают возможным Достижение… Применение формулы Достижения и выработка соответствующего вИдения зависят в полной мере от прошедшего ритуал инициации.
© Fr. Aumgn