ORDO TEMPLI ORIENTIS VS «ORDO TEMPLI ORIENTIS»

ORDO TEMPLI ORIENTIS VS «ORDO TEMPLI ORIENTIS»

Посвящается Hymenaeus Beta, Marsyas и (c)OTO.

Не все понимают принципиальное отличие Ordo Templi Оrientis от одноименной американской религиозной корпорации, которая широко представлена в сети (oto-usa.org, oto.org, oto.ru и пр.). В этой работе мы установим между ними демаркационное разграничение, поскольку их отождествление ведет к подмене понятий и заблуждению.

В сложившейся ситуации непросто разобраться, поскольку указанная корпорация считает себя настоящим О.Т.О., использует его имя, символику и наследие, проводит свою линию преемственности через Теодора Ройсса, который создал О.Т.О. в начале ХХ века, к Алистеру Кроули, и далее – к Карлу Гермеру, Грейди Макмертри и Вильяму Бризу. Все кажется валидным, пока не выясняется, что история, на которую опирается данная организация, сфальсифицирована, а ее преемственность – вымысел.

Перейдем к фабуле.

1. Теодор Ройсс исключил Алистера Кроули из О.Т.О.

А. Кроули при Т. Ройссе был национальным мастером О.Т.О. в Великобритании и Ирландии, наряду со многими другими национальными мастерами (Ч. Чинский, А. Крумм-Хеллер, Ч.С. Джонс, К. Хансен, Г. Трэнкер и др.).

Установлено, что с августа по октябрь 1921 года Т. Ройсс вел переписку с С. Льюисом – основателем A.M.O.R.C. и почетным членом О.Т.О. в Швейцарии, Германии и Австрии. В ней Т. Ройсс сообщил, что связь с А. Кроули разорвана и он больше не имеет никакого отношения к О.Т.О.

27 ноября 1921 года А. Кроули сделал запись в своем дневнике: «Я провозгласил себя Внешним Главой Ордена – всемирным вождем О.Т.О., который будет либо назначаться предшественником, либо избираться тайным голосованием всех, кто достиг X степени».

Соответственно, Т. Ройсс исключил А. Кроули из О.Т.О. еще до того, как он сам себя провозгласил его главой. По всей очевидности, Т. Ройсс проигнорировал поступок А. Кроули и оставался главой О.Т.О. еще почти два года – вплоть до своей смерти 28 октября 1923 года.

Сразу после смерти Т. Ройсса А. Кроули не стал публично заявлять о своей преемственности – лишь в январе 1925 года он впервые сообщил Ч.С. Джонсу о том, что в своем последнем письме Т. Ройсс пригласил его стать преемником и главой О.Т.О. Существование данного письма не установлено – его содержание противоречит факту сообщения Т. Ройсса о разрыве связи с А. Кроули и не подтверждается вообще никакими свидетельствами со стороны Т. Ройсса.

Верующие считают, что данное письмо утрачено, однако такой подход в отсутствие каких-либо доказательств несостоятелен. Вполне вероятно, что А. Кроули просто выдумал такую легенду, желая подчинить себе некоторых членов организации Т. Ройсса. Факт передачи преемственности О.Т.О. от Т. Ройсса к А. Кроули отсутствует.

2. Алистер Кроули назначил главой своего О.Т.О. Карла Гермера, который не передавал его Грейди Макмертри.

Алистер Кроули изложил свою волю в завещании, согласно которому он распорядился передать свой прах, книги и сочинения своему преемнику – К. Гермеру – на тот момент казначею О.Т.О., чтобы последние перешли во владение О.Т.О. под началом К. Гермера.

Всю остальную собственность А. Кроули указал разделить между своими исполнителями (К. Гермер, Ф. Харрис, Л. Уилкинсон). Он также рекомендовал передать ее после себя его друзьям в соответствии с теми пожеланиями, которые он озвучивал или писал при жизни, однако оставил это на усмотрение исполнителей.

Все права на О.Т.О., включая право выбора наследника, А. Кроули передал К. Гермеру, который в своей последней воле делегировал его своей жене и Ф. Меллингеру. Г. Макмертри в завещании К. Гермера отсутствует. Вдова К. Гермера – Саша Гермер – сразу заявила, что преемник – М. Мотта. Впоследствии она назвала также преемником Ф. Метцгера, у которого было единственное действующее отделение О.Т.О. на момент смерти К. Гермера. Как следствие, и М. Мотта, и Ф. Метцгер сочли себя главами О.Т.О.

Факт передачи преемственности О.Т.О. А. Кроули от К. Гермера к Г. Макмертри отсутствует. Более того – его не могло быть в принципе, поскольку известно, что К. Гермер испытывал к Г. Макмертри личную неприязнь.

3. А. Кроули рассматривал возможность для Г. Макмертри стать после К. Гермера во главе О.Т.О., однако дезавуировал ее в своем завещании.

Учитывая возраст К. Гермера, А. Кроули действительно думал о возможных преемниках после него. Г. Макмертри был не единственный, кому А. Кроули строил подобные планы – сохранились сведения о том, что после смерти К. Гермера он также рассматривал в качестве преемника Ф. Меллингера. Кроме того, сохранилась переписка А. Кроули с К. Гермером, в которой он инструктировал последнего о том, как следует выбирать преемника для себя.

Обсуждение такого разнообразия возможностей в письмах, очевидно, не является каким-либо распоряжением или передачей прав. Ничего подобного в отношении Г. Макмертри сделано не было, тогда как официальное завещание А. Кроули составлено было. Поскольку Г. Макмертри в нем не фигурирует, это означает, что де-факто А. Кроули принял решение не в его пользу.

В завещании А. Кроули написано, что после его смерти могут быть найдены бумаги с разными пожеланиями, в том числе за его подписью, однако утверждается, что «никакая такая запись не должна считаться частью моей (А. Кроули) Воли». Это высказывание, сделанное в официальном документе, дезавуирует значение любых других допущений касательно наследования, сделанных А. Кроули.

А. Кроули и К. Гермер не передали Г. Макмертри ни документов, согласно которым он бы наделялся полномочиями главы, ни базовых документов О.Т.О. По свидетельствам людей, которых Г. Макмертри инициировал, он делал это по книге Ф. Кинга «Тайные ритуалы О.Т.О.», вышедшей в 1973 году.

А. Кроули, который уже в 1918 году в «Либер Алеф» давал наставление не ошибиться с наследником и оставался озабочен этим вопросом до конца жизни, не оставил Г. Макмертри даже инициатических ритуалов, без которых никакая работа О.Т.О. невозможна.

А. Кроули именовал Г. Макмертри «Калифом», на основании чего некоторые верят в его легитимность. Слово «Калиф» имеет любопытные коннотации, поскольку, с одной стороны это производная от Калифорнии, где жил Г. Макмертри, а с другой – мусульманский титул преемника Мухаммеда – пророка Аллаха. Бытует мнение, согласно которому А. Кроули отождествлял себя с «пророком», а «калифом» называл своего преемника, однако это крайне поверхностная интерпретация, недостойная гения А. Кроули. Аллах в «Багх-и-Муаттар» познается в содомии с катамитом. Мухаммеда в «Книге Закона» бьет по лицу и ослепляет Ра-Хор-Хуит. Как понимал и какую участь А. Кроули готовил Калифу – без юмора представить невозможно.

Так или иначе, факт передачи преемственности О.Т.О. от А. Кроули к Г. Макмертри отсутствует. Никакое допущение в личной переписке по этому поводу при наличии официального завещания таким фактом признано быть не может.

4. Грейди Макмертри не передал свой О.Т.О. преемнику, а исполнитель его завещания лишил преемственности IX степени Вильяма Бриза.

Г. Макмертри не имел полномочий возглавлять организацию А. Кроули, но, наряду со многими другими, был посвящен в секретное учение IX степени, пришедшее из О.Т.О. Т. Ройсса. Г. Макмертри умер в 1985 году и указал в своем завещании Джеймса Грэба в качестве исполнителя. Новый глава В. Бриз был избран Советом под председательством Дж. Грэба членами организации Г. Макмертри. Правило А. Кроули, согласно которому в отсутствие преемника новый глава должен избираться тайным голосованием всех, кто достиг X степени, было нарушено, поскольку единственным членом Х степени, к тому же самопровозглашенным, в этой организации был лишь покойный к тому моменту Грейди.

В 2004 году В. Бриз ограничил полномочия ключевого органа О.Т.О. – Суверенного Святилища Гнозиса, описанные в «Либер CXCIV». Дж. Грэб отреагировал на это заявлением о разрыве инициатической связи между А. Кроули и В. Бризом следующего содержания:

«Алистер Кроули инициировал Грейди Макмертри в IX степень О.Т.О. с полными правами и привилегиями. В дальнейшем, Грейди Макмертри, посвященный IX степени и Калиф, инициировал меня в IX степень. На твоих выборах в 1985 году я инициировал тебя в IX степень, поэтому твоя прямая инициатическая преемственность идет от А. Кроули к Г. Макмертри, затем ко мне (Дж. Грэбу), а от меня к тебе. Ты, наверное, не знаешь, но Грейди просил меня об одной вещи касательно меня как его доверенного лица – чтобы ты не стал Калифом. Поскольку ты нарушил клятву и истинную природу Суверенного Святилища Гнозиса, ты прервал инициатическую связь, которая некогда существовала между тобой и Кроули».

Доктрина О.Т.О. умалчивает, валидна ли такая форма разрыва инициатической связи, однако на общем фоне это не так уж и важно, поскольку изложенные факты отчетливо указывают на то, что легитимность современной американской религиозной корпорации под названием «О.Т.О.» – фикция.

Заключение

Среди специалистов вопрос легитимности О.Т.О. закрыт уже около полувека. Один из первых исследователей истории этого ордена – Фрэнсис Кинг, открывший ритуалы О.Т.О. миру, в предисловии к ним написал: «Мой окончательный вердикт состоит в том, что никакая группа (К. Гранта, Г. Макмертри, Ф. Метцгера, Е. Гроше и пр.) не может предъявлять каких-либо законных требований на О.Т.О. Тем не менее, любая группа, которая искренне работает с духом и способна установить необходимый контакт с силами на высших планах, которые стоят за О.Т.О., может относиться к себе как, магически говоря, к части подлинного О.Т.О.».

В такой ситуации, несмотря на фактическое отсутствие легитимности, американская корпорация, иначе называемая «Калифат», продолжает присваивать себе права на имя О.Т.О., фальсифицировать историю, позиционировать себя несведущей публике в качестве единственно легитимной, не признавать и публично порочить любые другие группы О.Т.О., предъявлять им юридические претензии, скрывать и ограничивать доступ к ряду работ А. Кроули и т.д.

Неадекватное поведение администрации этой организации ставит под вопрос не только ее собственную репутацию, но и использование ей имени О.Т.О. Она прекрасно знает, что никакой она не аутентичный и легитимный О.Т.О., а всего лишь одна из многих попыток современной реконструкции О.Т.О. по лекалам А. Кроули, которой может заняться кто угодно. Признавать очевидное и делегитимизировать себя не в ее интересах, поэтому она, подобно солипсисту, прячется в свою собственную параллельную реальность и избегает всякой открытой научной дискуссии по истории О.Т.О.

Без преемственности, придающей этой организации ложное мифологическое величие, сразу же обнаруживается, что это совсем не фабрика по производству гениев, как видел О.Т.О. его создатель Т. Ройсс.  Ничего принципиально нового эта организация миру не дала – она лишь воспроизводит и адаптирует то, что было создано не ей и до нее.

О качестве этой работы за десятилетия можно судить по внутренней статистике, собранной ее экс-менеджером Алленом Гринфилдом. Согласно ей, около 1% членов имеют VII степень и выше, из чего проистекает довольно-таки ничтожный шанс для человека подняться по инициатической лестнице О.Т.О. и полное отсутствие шансов проработать эту систему целиком.

Необходимо отметить, что отсутствие инициатической перспективы не заменяет никакая другая деятельность – переводческая, издательская, миссионерская, поскольку главный смысл и назначение инициатической организации состоит в осуществлении инициатической работы.

Все эти обстоятельства лишний раз подчеркивают то, что неадекватно путать Ordo Templi Orientis, созданный в начале ХХ века в Германии, с его одноименной сомнительной реконструкцией, созданной более семидесяти лет спустя в США.

К настоящему времени феномен О.Т.О. давным-давно вышел за рамки какой-либо отдельной организации, которой он был в начале ХХ века. О.Т.О. – это уже система инициации и традиция, которая жива во множестве групп по всему миру и преломляется в разнообразии форм. Именно такое понимание О.Т.О. актуально для настоящего и будущего времени.

Единственно легитимной организации О.Т.О. не существует с 1923 года, поэтому если вы встретите какого-нибудь умственно одаренного индивида, позиционирующего Калифат в данном качестве – пожалуйста, отошлите его к этой работе и пусть он ее оспорит публично и по существу. Для нас понятно, что опровергнуть изложенное, используя метод науки, едва ли возможно, поэтому всем оппонентам заранее желаем всего самого доброго и удачи.


Рекомендуемая литература:

– Francis King “Secret Rituals of the O.T.O.”, 1973.

– Theodor Reuss, Aleister Crowley “O.T.O. Rituals and Sex Magick”, 1999.

– Peter-R. Koenig “Introduction to the Ordo Templi Orientis”, 2000.

– Peter-R. Koenig “Consider other O.T.O. groups non existent”, 2000.

– Allen H. Greenfield “Inquisition in 21st century America”, 2006.

– Michael Staley “It’s An Ill Wind That Bloweth…”, Starfire I:5, 1994.

– Sabazius and AMT “O.T.O. History”.


© Fra Aumgn, 2018
© Basileus O.T.O. 2018.